«...ибо мы больше верны прочитанному, чем старушечьим россказням...»

Iordan, Getica, 38

«...nos enim potius lectioni credimus quam fabulis anilibus consentimus...»

Iordan, Getica, 38

Полевой дневник

День пятнадцатый, или «...племя гуннов, самое страшное из всех своей дикостью»

06 августа 2018 года

«Спустя немного времени ... взъярилось на готов племя гуннов, самое страшное из всех своей дикостью... Этот свирепый род ... не знал никакого другого дела, кроме охоты, если не считать того, что он, увеличившись до размеров племени, стал тревожить покой соседних племен коварством и грабежами» (Иордан, Гетика, 121, 123), – так начинает Иордан свой рассказ об одной из величайших трагедий в истории готов – гуннском нашествии. Недаром иногда ученые называют их появление «варварским цунами» – появившись, они всё сметают на своем пути. Ужасными, страшными, дикими представляются они и в «Гетике». Иордан описывает их так, что даже через полторы тысячи лет нас охватывает страх, лишь только мы представляем гуннов. Но древний историк не спешит объяснять страх готов к этому народу только их могуществом. Как сегодня сказали бы – он очень не толерантно описывает их, даже где-то издевается над их внешним видом, которому они-де обязаны своим победам: «Может быть, они побеждали ... не столько войной, сколько внушая величайший ужас своим страшным видом; ... их ... образ пугал своей чернотой, походя не на лицо, а, если можно так сказать, на безобразный комок с дырами вместо глаз. Их свирепая наружность выдает жестокость их духа: они зверствуют даже над потомством своим с первого дня рождения. Детям мужского пола они рассекают щеки железом, чтобы, раньше чем воспринять питание молоком, попробовали они испытание раной. Поэтому они стареют безбородыми, а в юношестве лишены красоты, так как лицо, изборожденное железом, из-за рубцов теряет своевременное украшение волосами» (Иордан, Гетика, 127-128).
Приход зародившихся в азиатских степях гуннов открыл в Европе новую эру – эру величайших передвижений народов и глобальных изменений в истории. Эру падения Римской империи. Ученые условно называют дату этого прихода – 375 год. В учебниках по истории мы можем прочитать, что именно этой датой начинается массовый «исход» готов на Запад: якобы полчища гуннов прогнали их с насиженных мест. Это, конечно, далеко не так. Во-первых, следы гуннского нашествия известны только в степных, южных областях Восточной Европы, большая же часть населения проживала в лесостепной части, где такие следы не обнаружены. Во-вторых, вещи в могильниках свидетельствуют, что население черняховской культуры продолжало жить на своих местах еще до середины 5 века, а то и позже. Быть может, какая-то часть населения и ушла, но много людей осталось жить на месте, возможно, покорившись новым правителям. Говорят об этом и наши многолетние исследования в Войтенках. Кто знает, может наши исследования на поселении и могильнике в этом году принесут новые доказательства этому?
А вот на поселении сегодня было действительно интересно! Несмотря на то, что исследование двадцатиметровой траншеи подходило к концу, материал в квадратах в районе углубленного объекта никак не уменьшался. Соврешенно ясно – мы копаем его заполнение, поэтому теперь делаем это тщательно, фиксируя каждую находку и тщательно описывая каждый новый слой. Вот показалась прослойка древесного тлена, а рядом – пятно древесных углей. А вот неожиданно «выскочил» развал гончарного сосуда, а за ним – еще один. Что это была за постройка? Хозяйственная? Производственная? Это интересно всем, кто здесь сегодня копает: экспедиционникам и нашим дорогим практикантам. И с каждой минутой мы ближе к ответу на эти вопросы.
На могильнике, на его западных секторах, продолжали образцово работать школьники-«очаговцы». Находок, увы, у них не много, но какую же важную работу они делают! Ведь они фактически завершают многолетнее исследование западных окраин некрополя. А вот погребение 231 (то самое, которое еще два дня назад мы считали ограбленным в древности, но вчера поняли, что это не так) вообще сегодня стало героем раскопа этого полевого сезона. А может даже и нескольких сезонов. Почему? А вот здесь мы еще подержим интригу. Уж поверьте нам на слово: оно вас без малого удивит! Но пока – тс-с-с-с!!! ;)))
Но раскопки раскопками, а вне их жизнь нашего городка как всегда течет размеренно и слаженно: дрова, вода, дежурство, камералка. Лекция в 16.00 – это тоже часть наших будней. Сегодня ее прочитал Дмитрий Александрович Филатов, рассказавший о гончарной керамике черняховской культуры, о ее разнообразии и технологии изготовления. 
Но из головы не выходит погребение на могильнике. Каждый раз, занимаясь расчисткой погребений, мы невольно задумываемся – как же выглядели древние жители войтенковского поселения? Иордан, к сожалению, нам об этом не сообщает – для него, как и для его современников, каждый день видевших готов, всё было и так очевидно. Возможно, в будущем у нас будут антропологические реконструкции. Но зато Иордан подробно описывает гуннов: «Ростом они невелики, но быстры проворством своих движений и чрезвычайно склонны к верховой езде; они широки в плечах, ловки в стрельбе из лука и всегда горделиво выпрямлены благодаря крепости шеи. При человеческом обличье живут они в звериной дикости» (Иордан, Гетика, 128). Что и говорить – не позавидуешь готам, ведь у них появился грозный соперник. Более того, их, готов – покорителей многих племен, народ, десятелетиями державший в страхе Рим – самих одалел страх: «Когда геты увидели этот воинствующий род – преследователя множества племен, они испугались и стали рассуждать со своим королем, как бы уйти от такого врага. Германарих, король готов, хотя, как мы сообщили выше, и был победителем многих племен, призадумался, однако, с приходом гуннов» (Иордан, Гетика, 129). Что же предпримут готы? Неужели сдадутся без боя? Неужели позволят «дикарям» властвовать над собой? Поговорим об этом завтра... А пока, после очередного подведения итогов у костра, мы с улыбкой желаем друг другу «Спокойной ночи»... 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Больше фотографий о нашей работе Вы можете посмотреть на нашем аккаунте Инстаграмм gsae_archeo.
Будем рады Вашим комментариям наших дневниковых засписей в Фэйсбуке.

Мы в социальных сетях: