...ибо мы больше верны прочитанному, чем старушечьим россказням...

Iordan, Getica, 38

...nos enim potius lectioni credimus quam fabulis anilibus consentimus...

Iordan, Getica, 38

Полевой дневник

День второй, или Богатство страны Ойум

24 июля 2018 года

Когда там выросло великое множество люда, а правил всего только пятый после Берига король Филимер, … то он постановил, чтобы войско готов вместе с семьями двинулось оттуда. В поисках удобнейших областей и подходящих мест [для поселения] он пришел в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум» (Иордан, Гетика, 26-27).
Так описывает Иордан дальнейшие перемещения готов. Что же это за загадочная страна – Ойум? Ученые спорят уже не один десяток лет, где она находилась: в Крыму или на Волыни, на левобережье Днепра или в Причерноморье. В любом случае Иордан пишет, что король Филимер был необычайно восхишен «великим обилием тех краев». С тех пор, слово Ойум – это часто синоним богатства и изобилия. Для наших же практикантов такой землей является археологический раскоп.
Да, вы подумали всё верно – сегодня первый день археологических исследований на поселении и могильнике, которые, без сомнения, порадуют нас изобилием открытий и интересных находок, как радовала изобилием страна Ойум короля Филимера. Но всё по порядку.
Первый на этой практике утренний подъем состоялся традиционно очень рано: в 4.30, когда солнце вот-вот показалось из-за линии горизонта, организм еще стойко борется со сном, но утренняя прохлада позволяет работать на раскопе с двойным энтузиазмом. Затем утренний чай с печеньем и инструктаж перед выходом на работу, ведь у каждого археолога при себе должны быть не только лопата, но и другое оборудование, необходимое для исследований: нивелир, рейки, расчисточный инструмент. И наконец – первый долгожданный выход на раскоп. Змейкой растянулись практиканты по дороге, ведущей вдоль поселения. Впрочем, чуть позже змейка разделяется на две части: одна группа отправляется во главе с Ксенией Григорьевной Варачевой на могильник, вторая, во главе с Дмитрием Александровичем Филатовым – на поселение. Благо, в отличии от земли Ойум, о котором Иордан писал, что она «замкнута, окруженная зыбкими болотами и омутами; ... сама природа сделала ее недосягаемой, соединив вместе и то и другое» (Иордан, Гетика, 27), наши памятники находятся в куда более доступных местностях, всего-то в каких-то пяти минутах ходьбы.
На могильнике сегодня запланированы подготовка раскопа и как минимум два штыка, и это с тем, что нашим практикантам должна быть проведена лекция и мастер-класс по археологическому копанию (а этому, поверьте, действительно нужно учиться).
На поселении же работы были более прозаичны – сегодня целый день они будут посвящены перебрасыванию старых отвалов, подгатавливая тем самым площадку для раскопа.
И если пока что поселение по понятным причинам находок не принесло – ну разве только мелкие фрагменты стеночек сосудов в земле старых раскопов, то могильник порадовал практически сразу: после второго штыка были открыты два погребения – кремации. Их расчистка будет происходить завтра, а пока мы можем только фантазировать – какие интересности они нам принесут.
Между утренним и вечерним раскопом всё было по расписанию: отдых, обед, дела хозяйственные, ужин (к слову – браво нашим дежурным, хорошо справившимся со своим первым дежурством на практике). И, конечно, традиционное подведение итогов у костра. А это время – самое романтичное. Всматриваясь в ночное небо так легко представить обетованную землю готов, где, по словам Иордана, «до сего дня ... раздаются голоса ... и уловимы признаки человеческого [пребывания]...» (Иордан, Гетика, 27-28). 

Мы в социальных сетях: