Перечень новостей
-
09 февраля 2022 года
График работы библиотеки УИЛ ГСАЭ
-
31 декабря 2021 года
С Новым 2022 годом!
-
01 декабря 2021 года
18 ноября 2021 года: заседание семинара по до- и раннеисторической археологии
-
01 ноября 2021 года
Конец октября 2021: разведки вблизи Краснокутска
-
26 октября 2021 года
UR- UND FRÜHGESCHICHTES SEMINAR: 21 октября
-
25 октября 2021 года
Войтенки 2021: осень
Новости
Магомедов Б.В. Керамические пряслица черняховской культуры
25 июня 2020 года
#список_литературы
Одним из древнейших видов домашнего производства является прядение нитей.
Пряслице - элемент веретена, без которого, в свою очередь, не обойтись при ручном прядении. В простейшем виде веретено представляет собой деревянный стержень с грузом на нижнем конце. Пряслица или прясла как раз играют роль такого утяжелителя и, как правило, изготавливаются из обожженной глины (керамики). Они бывают разных размеров и форм. Соответственно, разные прясла использовались для изготовления разного волокна. Например, лёгкие экземпляры применялись для изготовления более тонкой нити.
Традиционно прядение считается исконно женским занятием, поэтому на могильниках разных археологических культур прясла обычно являются элементом женских погребений.
Не так давно была опубликована монография Б. В. Магомедова - одного из крупнейших исследователей позднеримского времени в Восточной Европе - которая как раз посвящена изучению черняховских пряслиц, а также вопросу происхождения их отдельных форм и способов их декоративного оформления, как показателя культурно-этнического состава населения. Б.В. Магомедов разработал типологию пряслиц, в основе которой лежит принцип деления по геометрической форме: было выделено шесть главных видов с группами, подгруппами, типами и вариантами. Но и кроме того, исследователь провёл подсчёты прясел каждого вида на памятниках. Эта статистика показала, что в черняховской культуре полностью доминирует вид биконических прясел (около 80%). Ученый сделал вывод, что черняховский комплекс прясел возник в основном на базе традиций пришлого германского населения вельбаркской культуры и в меньшей степени пшеворской культуры.