...ибо мы больше верны прочитанному, чем старушечьим россказням...

Iordan, Getica, 38

...nos enim potius lectioni credimus quam fabulis anilibus consentimus...

Iordan, Getica, 38

Новости

О том, как ARTхеологи были лаборантами детской площARTки

09 апреля 2015 года

Археология начинается с детства. Нет-нет, я не о том, что многие из нас мечтают с самого раннего возраста стать археологами (в этом мы соперничаем, пожалуй, только с космонавтами). Я о том, что каждый из нас с самого детства уже сам по себе мааааленький археолог. Ведь, согласитесь, всё начинается с копания в песочнице, с поисков кладов где-то во дворе своего дома, с притаскивания домой «красивых и обязательно нужных» камешков. Археологи в нас созревают рано. Но зачастую, большинство выросших (но не всегда повзрослевших) малышей археологами так и не становятся и эти детские «археологические» забавы остаются щемящим сердце добрым и теплым воспоминанием о солнечном детстве. Но как же здорово, если в этом самом детстве ребенку удается познакомиться с самой настоящей «живой» археологией и с самыми настоящими «живыми» археологами! И не по телевизору или в стенах музея (что, конечно, тоже нужно!), а что ни на есть лично. В это воскресенье, 5 апреля, такую возможность маленьким харьковчанам предоставило ТО «Два товарища» в рамках, без малого, уникального проекта «Детская площARTка».

Начну с проекта. Что такое «Детская площARTка»? Если сказать «по-взрослому», то это  интерактивная выставка детских работ и фестиваль мастер-классов от специалистов разных сфер творческой и научной деятельности - искусства и дизайна, музыки и театра, биологии, философии, радиотехники. Если сказать «по-детски» - это просто прикольно: интересные встречи, новые друзья, увлекательные занятия разными науками. Такой себе университет для самых маленьких, где занятия с «педагогами» (или правильно – лаборантами) проходят в  формате свободного творчества – встречи, мастер-классы, эксперименты. В этом году «Детская площARTка» будет проходить с 3 по 11 апреля (подробнее о проекте и расписание мероприятий: http://dozor.kharkov.ua/news/culture/1160564.html).  
Теперь о месте проведения. Для нас оно стало особенно удивительным и в тоже время… логичным: это ART-подвал Харьковской муниципальной галереи (ул. Чернышевская 15, вход через арку со двора). С одной стороны – искусство, с другой стороны, как и подобает археологам – глубоко в земле, то есть ближе к тайнам прошлого. Организатор и один из кураторов мероприятия Елена Зиненко (большое тебе спасибо!) сделала наше мероприятие максимально комфортным, у нас было всё, что мы хотели: и небольшой раскопчик, и столы для реставрации керамики, и даже артефакты. Правда не древние, а стилизованные под древние, которые изготовила замечательный скульптор Татьяна Альбицкая-Костомарова. 
Итак, в назначенный час (в 13.00) артефакты были спрятаны в песок, разбитые горшки (тоже, конечно же, современные) лежали на столах для реставрации. Нас окружили десятки горящих от нетерпения начать раскопки детей, из которых сыпались сотни вопросов и даже ответов. Сзади стояли их родители, глаза которых, к слову, тоже блестели (ну я же говорил, что археологами хотят в детстве стать многие!).
Но правила есть правила. По правилам «Детской площARTки» сначала слушаем, а потом – делаем. Пятиминутная популярная «лекция» с яркими слайдами познакомила детей с археологической наукой, с тем, что, почему, как и где ищут археологи. А потом был долгожданный мастер-класс по раскопкам древних артефактов. Всё, как и полагается в археологии, по строгим правилам и определенными инструментами (мастерком и кисточкой). Юные археологи не просто копались в песочнице, а сантиметр за сантиметром освобождали древние артефакты от пыли времен (от песка) и определяли, что же они такое нашли. Потом, как заправские ученые, ребята наносили эти вещи на бумагу (то есть составляли археологический чертеж) и очень осторожно вытаскивали их и относили «в лабораторию».  Другие ребята, которым или не хватило раскопочного инвентаря, или просто решившим заняться раскопками позже, сразу же ринулись к столу с керамикой, где под руководством Ксении Варачевой начали играть в своеобразные «пазлы» - собирать и склеивать сосуды. Кстати, в качестве примера, мы принесли из лаборатории самые настоящие черняховские горшки: один целый, один склеенный из фрагментов и один полностью реставрированный. 
Кстати, не обошлось и без сюрпризов для маленьких археологов – все они смогли принять участие в поисках небольшого клада, зарытого ООООЧЕНЬ глубоко в песочнице.  Но об этом, как мы и договорились с ребятами, больше ни слова – имя находчика и состав клада это строжайшая тайна! ))) 
Ну что сказать… Думается, что довольны остались все: и дети, под чьими мастерками и кисточками открывались «древниие» артефакты, и чьими руками восстанавливался облик «древних» сосудов; и родители, которые заинтересованно наблюдали за своими чадами, а иногда даже и сами участвовали в раскопках или реставрации; ну, и конечно, мы, получившие массу удовольствия от общения с вечно любознательными и невероятно искренними детьми! Одно жаль: время пролетело очень быстро (всего два часа) и юные посетители площARTки ушли на следующее мероприятие – мастер-класс по индукции с Егором Иштваном.
Остается только поблагодарить организаторов за прекрасную идею и не менее прекрасное ее воплощение, а также всех юных археологов и их родителей – за интерес и желание познавать что-то новое, невзирая на возраст. 
Будем ждать приглашения еще! 
P.S. Чуть не забыл! Большое спасибо выпускнице нашего исторического факультета, сотруднице Художественно-мемориального музея И.Е. Репина Анне Юрченко, которая совершенно неожиданно, но очень вовремя помогла с закапыванием артефактов)) 
P.P.S. Небольшой репортаж с места событий Вы сможете посмотреть, перейдя по этой ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=k5OT7yQvkRo

Лаборант «Детской площARTки» 
Кирилл Мызгин 

Мы в социальных сетях: