«...ибо мы больше верны прочитанному, чем старушечьим россказням»

lordan, Getica, 38

«...nos enim potius lectioni credimus quam fabulis anilibus consentimus»

lordan, Getica, 38

Новости

Римское и ранневизантийское стекло из Румынии и Болгарии [Stawiarska, 2014]

29 мая 2020 года

#список_литературы

Библиотеку нашей экспедиции можно назвать одной из самых больших профильных вузовских библиотек в нашей стране – она включает почти 1500 томов различных научных публикаций, касающихся римского времени и эпохи Великого переселения народов. В нашей новой рубрике «Список литературы» (ведущий рубрики – Владислав Щепаченко) мы решили знакомить с разными изданиями из библиотеки нашей экспедиции: как самыми новыми, так и уже ставшими классикой. Конечно, специалисты большинство этих книг знают, и мы не в коем случае не претендуем на рецензирование. Мы больше надеемся, что нашими читателями будут интересующиеся археологией римского времени, и, конечно же, студенты. Мы – за отличный Список литературы!  

Не так давно на книжную полку нашей библиотеки попала вышедшая в 2014 году монография Терезы Ставьярской «Римское и ранневизантийское стекло из Румынии и Болгарии» (Stawiarska T. Roman and early Byzantine glass from Romania and Northern Bulgaria: archaeological and technological study. Warsaw: Polish Academy of Sciences; Committee on Ancient Culture, Institute of Archaeology and Ethnology, 2014, 151 p.). В Римское время эти земли объединяли две крупные провинции – Мёзия и Дакия. При этом, если первая была завоевана римлянами еще практически на рубеже эр и просуществовала в составе империи вплоть до эпохи Великого переселения народов, то последняя пробыла под их владычеством весьма короткое время: со 106 по 274 годы. 
Тем не менее, как считает польская исследовательница, стеклоделие впервые возникло именно в Дакии. Появление здесь этого ремесла совпадает с кратковременным «потеплением» во взаимоотношениях империи и Дакийского царства, произошедшим в последнем десятилетии II веке после длительных дако-римских войн. Итогом этого противостояния стал мирный договор между Домицианом и Децебалом, согласно которому последний получил статус «друга римского народа», а Дакия партию римских ремесленников, среди которых как предполагает Т. Ставьярска были и стеклооделы. Впоследствии отношения с Дакийским царством снова ухудшились. Вскоре оно и вовсе было завоевано Траяном, а его территория присоединена к империи в качестве провинции. Как повествуют нам современники этих событий, местное население Дакии было практически уничтожено, а крупные города области были заселены римскими колонистами. В их числе, по мнению исследовательницы, сюда прибывает и вторая волна стеклоделов из западных и восточных провинций империи. В дальнейшем синтез различных традиций обработки стекла будет являться важной особенностью данного ремесла в этом регионе.
Как ни странно, стекольное ремесло в Мёзии в этот период еще находится лишь в «зародышевом состоянии». Т. Ставьярска предполагает, что его организация здесь тесно связана с выходцами из Дакии. Особое влияние они оказали на его развитие здесь в III веке. После эвакуации провинции в 274 году значительная часть дакийских ремесленников осела именно в Мёзии. Их традиции обработки стекла хорошо прослеживаются среди местной продукции этого времени. Тем не менее на протяжении IV века сюда стекаются ремесленники со всей империи. Более унитарным становится набор изделий, изготавливаемых местными мастерами. При этом их продукция все меньше отличается от продукции из других провинций. Происходит определенная стандартизация стекольного ремесла. Не прекращает оно своего развития здесь и с падением Западной Римской империи. Местные стеклоделы продолжают производить товары как для романизованного населения бывшей провинции, так и для мигрантов.
Один из разделов монографии посвящен изучению стеклянной продукции римского времени, обнаруженной в этом регионе. Среди которой исследовательница в том числе рассматривает и изделия из черняховских памятников. Проблема источников поступления стеклянной посуды к готам – одна из наиболее актуальных и остро обсуждаемых тем среди черняховедов сегодня. Свои предположения на этот счет высказывает в своей монографии и Т. Ставьярска. Какие? Это уже предстоит узнать вам, дорогие читатели! Ждем вас в нашей библиотеке!

Мы в социальных сетях: