«...ибо мы больше верны прочитанному, чем старушечьим россказням»

lordan, Getica, 38

«...nos enim potius lectioni credimus quam fabulis anilibus consentimus»

lordan, Getica, 38

Новости

Ноябрь – декабрь: археология в школе

20 декабря 2018 года

Утверждают, что школа – второй дом для ребёнка, уникальный социальный и образовательный институт, который, наряду с семьёй, занят не только образованием учащихся, но и их воспитанием. Воспитанием детей, прежде всего в любви и уважении ко всему, что окружает их сегодня, а также к прошлому человечества, своего родного края, дома, своей семьи. Одним из наиболее доступных учителю инструментов влияния на восприятие ребёнком этого прошлого являются уроки истории.
Новое и новейшее время нашей истории – периоды, хорошо известные по письменным источникам, которые являются не только носителями информации о прошедших событиях, но и отлично демонстрируют ученикам «дух эпохи». Но как же учитель может наглядно проиллюстрировать детям «седую старину», «доисторию» – время, когда письменность ещё не пришла на наши земли? А ведь именно этот сложный и во многом достаточно противоречивый даже для современных учёных период истории изучают  ученики младших классов. Как же заинтересовать школьников к изучению древней истории своего края?
Этот вопрос стал предметом обсуждения на семинаре учителей истории школ Индустриального района Харькова, прошедшем на базе гимназии № 163. По просьбе учителя истории этой гимназии и одновременно аспиранта кафедры историографии, источниковедения и археологии исторического факультета (а также – члена нашей экспедиции!) О. В. Калугина в нем принял участие сотрудник Учебно-исследовательской лаборатории экспедиции В. И. Щепаченко. Он продемонстрировал слушателям маленькую выставку находок экспедиции и поделился идеями об организации занятий по древнейшей истории нашего края с использованием археологического наследия непосредственно в школьном классе. Подобные уроки не только дают детям подлинное представление о работе археологов, удовлетворяя любопытство учеников, но и развивают различные полезные навыки, так необходимые в процессе обучения. Игровая форма их организации особенно привлекает школьников.
С этим семинаром перекликается и недавнее посещение учащимися Каразинского лицея во главе со своим учителем истории А. Э. Ермановской (которая не понаслышке знает, что такое «археология», ибо много лет принимала участие в исследовании Херсонеса) Учебно-исследовательской лаборатории нашей экспедиции. Лицеисты ознакомились с  библиотекой лаборатории, посмотрели на работу реставраторов. Сотрудники лаборатории ответили на вопросы учащихся, которые собственными глазами увидели, «что археологи делают зимой и чем они занимаются, когда не копают землю». А ведь между тем, некоторые из них вскоре станут студентами нашего исторического факультета и возможно даже пополнят ряды нашей экспедиции.

Мы в социальных сетях: